Мультидисциплинарные аграрные кластеры как модель устойчивого развития сельских территорий и преодоления кадрового дефицита: кейс «Смартбиотех»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются актуальные проблемы кадрового дефицита в российском агропромышленном комплексе, обусловленного демографическими изменениями, старением населения, гендерным дисбалансом, институциональной деградацией и технологическим отставанием. Особое внимание уделено снижению привлекательности сельскохозяйственного труда для молодежи и разрыву между образовательными программами и реальными потребностями современного АПК. В качестве решения предлагается модель мультидисциплинарных аграрных кластеров, позволяющая интегрировать образование, науку и производство для подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям цифровой трансформации и биоэкономики. В качестве практического примера анализируется проект «Смартбиотех» в Воронежской области – межвузовский кампус, объединяющий вузы, научные центры и предприятия АПК. Цель проекта – создание сквозной системы подготовки кадров, начиная с ранней профориентации и заканчивая научными исследованиями и непрерывным профессиональным развитием. Особо подчеркивается необходимость реализации модели «тройной спирали» (государство – бизнес – наука) для преодоления институциональных и финансовых барьеров. Анализируются условия устойчивого функционирования кластеров, включая механизмы государственно-частного партнерства, нормативно-правовое регулирование и долгосрочные финансовые модели. Также рассматриваются зарубежный опыт и региональные особенности внедрения подобных инициатив. Авторы делают вывод, что мультидисциплинарные аграрные кластеры могут стать ключевым инструментом технологической модернизации АПК и устойчивого развития сельских территорий.

Ключевые слова:
сельские территории, аграрные кластеры, кадровое обеспечение АПК, аграрное образование, модель «тройная спираль», технологическая модернизация
Список литературы

1. В сельском хозяйстве не хватает почти 150 тысяч специалистов. Парламентская газета. http://www.pnp.ru/social/v-selskom-khozyaystve-ne-khvataet-pochti-150-tysyach-specialistov.html (дата обращения: 06.04.2025).

2. Кадровый голод в аграрной сфере: что делать?. Деловой мир. http://delovoymir.biz/nehvatka-kadrov-v-selskom-hozyaystve.html (дата обращения: 09.04.2025).

3. Митрофанов С.В., Какиева С.С.Э., Муклуков Д.П. Инновации в сельском хозяйстве: влияние на продовольственную безопасность // Экономика и управление: проблемы, решения. 2025. Т. 6. № 1 (154). С. 84-90.

4. Орлова Н.В., Серова Е.В., Николаев Д.В. и др. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4: доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. 128 с.

5. Российскому АПК не хватает 143-200 тыс. работников. Finmarket.ru. https://www.finmarket.ru/news/6419642 (дата обращения: 07.04.2025).

6. Эскерханова Л.Т., Зарипова Р.С., Митрофанов С.В. Устойчивое развитие и инвестиции в зеленую экономику: роль частного и государственного секторов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 4. № 3 (144). С. 85-91.

7. Dezhina I. Innovation policy in Russia and the development of university–industry linkages // Industry and Higher Education. 2018. № 32(4). Р. 245-252. DOI:https://doi.org/10.1177/0950422218774974

8. ECCP Cluster Panorama 2024. European Cluster Collaboration Platform. http://www.clustercollaboration.eu/knowledge-sharing/publications/document-library/european-cluster-panorama-report-202 (дата обращения: 19.05.2025).

9. Education and Science in Agricultural Universities. Forum SPB. 2023. –http://forumspb.com/en/archive/2023/programme/104533/?year=2023&ELEMENT_ID=104533 (дата обращения: 26.04.2025).

10. Education at a Glance 2023. OECD. http://www.oecd.org/en/publications/2023/09/education-at-a-glance-2023_581c9602.html (дата обращения: 12.05.2025).

11. Science, Technology and Innovation Scoreboard. OECD. http://www.oecd.org/en/data/datasets/science-technology-and-innovation-scoreboard.html (дата обращения: 21.05.2025).

12. Wiśniewska-Paluszak J., et al. Cooperation of Agri-Food Clusters with Universities: The Case Study for Poland // AgroFor International Journal. 2020. Vol. 5. No. 2. P. 130-141. DOI:https://doi.org/10.7251/AGRENG2002132W

13. Yakovenko N.V., et. al. Innovative Development of Russian Regions: Assessment and Dynamics in the Context of Sustainable Development // Sustainability. 2024. № 16(3), 1271. DOI:https://doi.org/10.3390/su16031271

Войти или Создать
* Забыли пароль?