сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
Северодвинск, Архангельская область, Россия
УДК 656 Транспортное обслуживание. Организация и управление перевозками. Почтовая связь
В данной статье автор исследует влияние интеграции Северного морского пути (далее по тексту СМП) и международного транспортного коридора (далее по тексту МТК) «Север-Юг» на пространственное распределение ресурсов и устойчивое развитие Арктической зоны, анализируются по-тенциальные выгоды и риски, связанные с синергией двух ключевых транс-портных артерий, включая экономический рост, развитие инфраструктуры, изменение логистических цепочек и экологические последствия. Особое внимание уделяется определению оптимальных сценариев пространственного распределения ресурсов, которые способствуют устойчивому развитию арктических территорий, с учетом геополитических, экономических и эколо-гических факторов. Интеграция СМП и МТК «Север-Юг» открывает новые горизонты для пространственной реорганизации ресурсной базы Арктической зоны. Сокра-щение транспортных издержек и времени доставки грузов, обусловленное использованием этих маршрутов, создает предпосылки для перераспределе-ния производственных мощностей и привлечения инвестиций в регион. Воз-никает возможность более эффективной эксплуатации арктических мине-ральных ресурсов, развития портовой инфраструктуры и стимулирования смежных отраслей, что влечет за собой изменение сложившейся модели про-странственного развития. Однако, интеграция СМП и МТК «Север-Юг» определяется вызовами. Интенсивность судоходства повышает риски связанные с возможными эко-логическими катастрофами. Необходимость строительства новых портов и транспортно-логистических узлов оказывает негативное воздействие на хрупкие экосистемы региона. Важно незабывать и учитывать интересы ко-ренных народов, проживающих в Арктике, и следовательно обеспечивать со-блюдение их прав при внедрении и реализации инфраструктурных проектов. Автор считает, что для оптимизации пространственного распределения ресурсов в Арктической зоне требуется комплексный подход, который будет учитывать экономические, экологические и социальные факторы. Для органов государственной власти и бизнеса, ключевым направлением представляется разработка стратегического плана развития арктической транспортно-логистической инфраструктуры, который основывается на принципах устой-чивого развития. Необходимо укреплять международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения безопасного судоходства.
ресурсы, интеграция, транспортные коридоры, Арктическая зона, риски, управление доставкой, устойчивое развитие
1. Осипова, Е. Э. Развитие экспорта российской Арктики в условиях изме-нения логистики / Е. Э. Осипова, О. И. Авагина // Арктика и Север. – 2022. – № 49. – С. 55-69. – DOI https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2022.49.55. – EDN MYDULX.
2. Осипова, Е. Э. Северные поставки в российскую Арктику в условиях из-менения логистики / Е. Э. Осипова, О. И. Авагина // Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве : Сборник докладов XIII международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Ростов-на-Дону, 01 декабря 2022 года / Под ре-дакцией Т.П. Черкасовой, Л.Л. Ивановой. – Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального об-разования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2023. – С. 226-232. – EDN KSOCTA.
3. Шапаров, А. Е. Этнонациональная политика России в Арктике: основные подходы и принципы / А. Е. Шапаров // Арктика и Север. – 2015. – № 21. – С. 98-117. – DOI https://doi.org/10.17238/issn2221-2698.2015.21.98. – EDN UYYEMP.
4. Lasserre J. The Northern Sea Route: Affecting global shipping and Arctic de-velopment. — Farnham: Ashgate, 2014// https://www.researchgate.net/publication/270607195_Arctic_Shipping_Routes_From_the_Panama_Myth_to_Reality
5. Dodds K. The Scramble for the Poles: The geopolitics of the Arctic and Antarc-tic. Cambridge: Polity, 2015. 223 p.
6. Smith L.C., Stephenson S.R. New trans‑Arctic shipping routes navigable by midcentury // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2013. Vol. 110. No. 13. P. E1191–E1195. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1214212110
7. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) / Минтранс России. Стратегические документы по развитию Северного мор-ского пути и портовой инфраструктуры / Концепции и программы развития. — Москва: Минтранс РФ; 2016–2024. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mintrans.ru (дата обращения: 01.10.2025).
8. Межправительственная комиссия по международному транспортному ко-ридору «Север‑Юг» (INSTC). Доклады и обзоры развития коридора // Мини-стерство транспорта РФ / МИД РФ / профильные органы госу-дарств‑участников. — 2002–2024. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minstroavr.ru / официальные сайты стран‑участников (дата обра-щения: 01.10.2025).
9. Правительство Российской Федерации. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (Концеп-ция/Документ). — Москва: Администрация Президента/Правительство РФ, 2020. [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru / https://government.ru (дата обращения: 01.10.2025).
10. Гринберг А.С., Лазарев П.И. Геоинформационные технологии в про-странственном планировании арктической инфраструктуры // Геоинформати-ка. — 2019. — №1. — С. 23–40.
11. Министерство транспорта Российской Федерации. Стратегия развития Северного морского пути (документы плана развития, программы инвести-ционного развития). — Москва: Минтранс РФ, 2017–2023. [Электронный ре-сурс]. — URL: https://www.mintrans.ru (дата обращения: 01.10.2025).
12. Российский железнодорожный транспорт (РЖД). Отчёты и техни-ко‑экономические обоснования по развитию мультимодальных узлов на маршруте «Север‑Юг». — Москва: РЖД, 2015–2024. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rzd.ru (дата обращения: 01.10.2025).
13. Rosatom / FSUE Atomflot. Отчёты по ледокольной инфраструктуре и навигационному обеспечению СМП. — Москва: Росатом, 2015–2023. [Элек-тронный ресурс]. — URL: https://rosatom.ru (дата обращения: 01.10.2025).
14. Куликов А.Г., Петров И.В. Логистика в Арктике: риски и возможности при интеграции транспортных коридоров // Транспортная география. — 2020. — Т.10. — №2. — С. 45–62.
15. Шестаков Е.В., Смирнова Н.П. Экологическая устойчивость при развитии портовой и транспортной инфраструктуры в Арктике // Экология и право. — 2018. — №6. — С. 8–18.
16. Баранов Д.В., Мельникова О.Ю. Социально‑экономические эффекты от интеграции СМП и коридора «Север‑Юг» для арктических регионов // Регио-нальная экономика: теория и практика. — 2021. — №4. — С. 77–95.
17. OECD. Transport infrastructure and the role of corridors: policy briefs and methodology notes. — Paris: OECD, 2015–2022. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd.org (дата обращения: 01.10.2025).



