Статья посвящена разработке методического подхода к анализу конкурентоспособности депозитных продуктов для физических лиц. В рамках методического подхода была разработана методика анализа конкурентоспособности депозитных продуктов для физических лиц. Несмотря на наличие различных методик анализа конкурентоспособности банковских продуктов, большинство из них ориентированы на отдельные показатели (например, процентную ставку). Однако для более полного анализа необходимо учитывать дополнительные факторы, такие как узнаваемость банка, качество мобильного приложения, репутация и др. В связи с этим разработка комплексной методики, позволяющей учитывать множество факторов, представляет собой научную и практическую значимость. В ходе исследования рассмотрены основные подходы к определению конкурентоспособности банковского продукта и на основе анализа данных определений сформулировано авторское определение конкурентоспособности депозитного продукта. Выделены ключевые факторы, влияющие на выбор депозитных продуктов физическими лицами. Также были рассмотрены существующие методики анализа конкурентоспособности депозитных продуктов, что позволило разработать авторскую методику, включающую комплексный набор показателей. Разработанная методика позволяет анализировать конкурентоспособность депозитных продуктов и формировать объективный рейтинг вкладов на основе множества параметров. Методика была апробирована на примере депозитных продуктов 14 кредитных организаций РФ. В отличие от традиционных подходов, акцентирующих внимание лишь на процентной ставке, предложенная методика учитывает связь конкурентоспособности банковского продукта с конкурентоспособностью кредитной организации, предлагающей данный продукт.
конкурентоспособность, депозитные продукты, депозиты, банковский продукт, методика, кредитная организация, банк.
1. Аристова Е.М. Определение рейтинга объектов // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 51–56.
2. Васильева Ю.А. Развитие системы повышения качества банковских услуг для усиления их конкурентоспособности: дис. … канд. экон. наук. – Москва, 2021. – 174 с.
3. Гасанбекова Э.А. Направления повышения конкурентоспособности банковских продуктов в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 10. – С.77-89.
4. Годун М.В. Современный подход к оценке конкурентоспособности банковских продуктов // Маркетинг и логистика. – 2017. – № 2 (10). – С. 45-56.
5. Емадаков Р.Ю. Анализ факторов формирования конкурентоспособности банковского продукта (услуги) // Вестник Марийского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 82-91.
6. Коликова Е.М. Международная деятельность российских банков по обеспечению их конкурентоспособности на мировом рынке банковских услуг: дис. … канд. экон. наук. – Ростов-на-Дону, 2021. – 172 с.
7. Лютый И.А., Солодка О. О. Банковский маркетинг. – Киев: Центр учебной литературы, 2010. - 776 с.
8. Мамедов Б.И. Конкуренция на рынке банковских услуг: проблемы и тенденции развития // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 250-253.
9. Перехожев В.А. Конкурентоспособность банковского продукта на региональном рынке: дис. … канд. экон. наук– Санкт-Петербург, 2003.–24 с.
10. Ткаченко И.С. Выбор банка для осуществления депозитного вклада с помощью метода анализа иерархий // Universum: экономика и юриспруденция. – 2015. – № 11-12 (21). – С. 47-59
11. Хасанова Л.Т. Формирование конкурентоспособности банковских услуг с использование технологии бенчмаркинга: дис. … канд. экон. наук. - Пенза, 2011. - 24 с.
12. Хромова Я.А. Методы оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг // Общество и цивилизация. – 2024. – № 1. – С. 99-102.
13. Банки.ру [Электронный ресурс]. - URL: https://www.banki.ru/ (Дата обращения: 01.11.2024).
14. Официальный сайт ПАО Сбербанк [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/october_2023 (Дата обращения: 02.10.2024).
15. Официальный сайт Центрального банка РФ // Динамика максимальной процентной ставки (по вкладам в российских рублях) десяти кредитных организаций, привлекающих наибольший объём депозитов физических лиц [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru/statistics/avgprocstav/ (Дата обращения: 07.11.2024).
16. Финансовый портал Выберу [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vbr.ru/ (Дата обращения: 13.12.2024).
17. Центральный Банк Российской Федерации: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://cbr.ru/ (Дата обращения: 10.11.2024).
18. Siudek T., Zawojska A. Banking Products and Services as Crucial Drivers of Bank Competitiveness Within the Financial Market: A Review Approach. European Research Studies Journal. – 2024. – Т. 27. – №. 3. – С. 974-1007.
19. Sumarevich Y. V., Yasiukaits D. I. COMPETITIVENESS OF BANKING PRODUCTS //ББК 65 Н 34. – 2018. – С. 193.