студент
Разработка Федеральной государственной информационный системы лесного комплекса в 2025 году, создание ее «подсистем» на федеральном уровне, вектор на «цифровизацию» лесного хозяйства, попытка внедрения дистанционного мониторинга на базе платформы «Цифровой лес» требуют одновременных преобразований и в сфере нормативного регулирования. Речь идет, в частности, о создании методик и критериев для использования государственных информационных систем (далее – ГИС), которые позволят эффективно осуществлять мониторинг. Достижение целей рационального использования лесов остается актуальной и сложной задачей, которая в условиях цифровой экономики и масштабного развития информационных систем, по мнению автора, может быть успешно реализована. В рамках данной статьи автором рассмотрена и проанализирована новая информационная система лесного комплекса - Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (далее - ФГИС ЛК) , предложены критерии оценки эффективности федерального мониторинга и методика рационального использования лесных ресурсов, в том числе с интеграцией спутниковых технологий. Также автором выявлены правовые пробелы в регулировании и использовании государственных информационных систем в рассматриваемой сфере и предложены способы их эффективного использования.
Федеральная государственная информационная система, лесопромышленный комплекс России, ЛесЕГАИС учета древесины, рациональное использование лесов, критерии эффективности, спутниковая система, мониторинг.
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // СЗ РФ от 11.12.2006, № 50. ст. 5278.
2. Веселова А. О., Соловьева Е. В. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса // Концепт. 2014. № 11.
3. Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»
4. Приказ Рослесхоза от 07.06.2023 № 711 «О вводе в эксплуатацию первой очереди федеральной государственной информационной системы лесного комплекса»
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 23.11.2024) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
6. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2023 г. N 1378 «Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра»
7. Постановление Правительства РФ от 02.11.2022 № 1967 «Об утверждении требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники»
8. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 № 127 «Об установлении границ Звенигородского лесничества в Московской области»
9. Заключение ФГБУ «Рослесинфорг» № 11 от «06» июня 2022 г. «О пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий»
10. Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года
11. Решение Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2023 г. по делу №А41-44671/22
12. Решение Арбитражного суда Московской области от 31 июля 2024 года по делу №А41-21181/22
13. Решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2024 г. по делу № А41-16772/2023
14. Приказ Рослесхоза от 5 февраля 1998 г. N 21 "Об утверждении Критериев и индикаторов устойчивого управления лесами Российской Федерации"
15. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства // Сайт - URL: https://rosleshoz.gov.ru/
16. Власенко В. Н., Широбоков А. С. Цифровизация государственного экологического управления: правовые аспекты // RUDN Journal of Law. 2021. Т. 25. № 2. С. 601—619
17. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46—63.